Гендерные различия одарённых детей


Наблюдая за детьми в течение многих лет, можно заметить, как рано проявляются в детских играх половые стереотипы поведения. Несомненно, такие стереотипы развиваются – может быть, и неосознанно – в семье. Некоторые педагоги приемлют и даже развивают эти стереотипы; учителя говорят, что родители бывают недовольны, когда педагог пытается сломать стереотипизанию по признаку пола, в соответствии с которой мальчики должны играть с военными игрушками, с кубиками и машинками, в то время как девочкам пристало нянчить кукол, заниматься уборкой и танцевать.
Хотя мы знаем о большом прогрессе в преодолении традиционных барьеров для мужчин и женщин при выборе профессии и стиля жизни, старые представления по-прежнему чрезвычайно сильны.
Стереотипизания но половому признаку особенно вредна для одаренных детей. Они в гораздо большей степени, чем менее способные сверстники, соединяют в себе свойства, характерные как для их собственного пола, так и для противоположного. Эта концепция получила название психологической андрогинии (Веrn, 1974). Однако подобный синтез никогда не приветствовался обществом.
Традиционное определение «мужского» характера включает такие качества, как независимость и самоутверждение. Аналогичное определений «женского» базируется на чувствительности в межличностном общении, зависимости и заботливости.
Те, кто занимается изучением одаренных личностей, обнаруживают, что обладающие такими свойствами мужчины порой выглядят женственными и чувствительными, в то время как для женщин, относящихся к этой группе, могут быть характерны мужественность и независимость. Эти качества оцениваются по шкале, являющейся продолжением тради­ционного представления о делении на «мужское» и «женское».
Развитие в мужчинах и женщинах качеств, присущих противоположному полу, раздвигает рамки стереотипов.
Взрослые, сумевшие соединить оба этих аспекта, отличаются довольно высоким уровнем самооценки, ощущением своей индивидуальности, что дает больше возможностей для реализации себя как личности. Их характеру свойственны такие черты, как открытость, гибкость, расчет на собственные силы.
В 1949 году известный антрополог М. Мид написала о так называ­емой двойной цепи ожиданий, связывающих и мальчиков, и девочек. Мальчика учат добиваться успеха, а девочку – демонстрировать, что она ничего не добивается и никогда не добьется. По мнению М. Мид, мальчик-неудачник и удачливая девочка рискуют одним и тем же: они никогда не будут избраны представителем противоположного пола.
Примером тому многочисленные публикации, рассказывающие о неудачных браках, где супруга занимала более высокий пост и, соответственно, больше зарабатывала. Во многих случаях это оказывало чрезвычайно болезненное влияние на мужчину и его самооценку. Эта информация очень важна для одаренных юношей и девушек. Им следует помнить, что разрушение семьи можно предотвратить, опираясь на здоровое самоощущение и собственную систему ценностей. На протяжении своей истории общество ставило немало препон на пути одаренных девочек, стремящихся избрать мужскую карьеру. Одаренные молодые женщины порой и сейчас оказываются в безвыходной ситуации, пытаясь соединить свои способности и уровень образования с общественно приемлемыми для женщин сферами приложения сил. Традиционные «женские» достоинства нередко и всерьез сталкиваются с практикой продвижения по карьерной лестнице.
От женщин все еще ожидают покорности. Во всяком случае она не должна самоутверждаться, и боже упаси, если оказывается агрессивной. Одновременно с этим амбициозное, агрессивное поведение у мужчин, расценивается положительно и ведет к продвижению по службе. В женщинах ценятся физическая привлекательность и уступчивость. Молодых девушек часто подвигают именно к развитию этих черт. Однако данные личностные качества в женщине считаются несовместимыми с качествами профессиональными. С мужчинами этого не происходит, для них не существует таких стереотипов.
Согласно расхожим стереотипам, женские руки предназначены качать колыбель, женщина должна растить детей и ставить домашние дела выше работы. У мужчины, который проявляет подобную систему ценностей, немного шансов преуспеть в карьере.
«Девочки не должны драться с мальчиками», «Подожди, пока другие справятся с заданием», «Не забегай вперед», «Не вздумай поправлять учителя» — вот лишь несколько высказываний из обширного родительского набора запретов, лишающего ребенка инициативы. Этот набор должен казаться азбукой воспитания одаренного ребенка, призванной помочь ему адаптироваться. Разумеется, в каких-то дозах это необходимо, и родители с тактом и пониманием могут пользоваться такого рода советами, чтобы помочь ребенку в установлении отношений с людьми самых разных способностей. Но разве адаптироваться должен только ребенок? Неужели школа, да и все общество не должны проявлять больше понимания и меньше неприязни? 
Учителя не всегда понимают одаренного ребенка, часто они отмечают в одаренных детях следующие черты: демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным примерам. Психологи считают, что эти оценки являются следствием неадекватного понимания личности одаренных детей. Например, приведем характеристику, данную великому русскому писателю Н. Гоголю при выпуске его из училища: «По способностям туп, в прилежании – слаб, в поведении – резв».

(по материалам Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления)

Комментариев нет:

Отправить комментарий