Проблемы одарённых детей


Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством, и одаренные дети обладают огромным аппетитом в поиске новых знаний и ощущений, которые питали бы их развивающийся разум. Интересы их разнообразны. Это порождает склонность начинать несколько дел одновременно, браться за слишком сложные задачи.
Им необходимо учиться находить баланс между энтузиазмом и прагматизмом. Этот навык, обретаемый, похоже, лишь с опытом, называется здравомыслием. Здравомыслие не входит в число врожденных талантов, которыми могут обладать эти дети. Эта добродетель благоприобретенная – и не совсем та, которая может нравиться живому, любознательному ребенку. Здесь очень важно найти золотую середину. Желанный результат должен заключаться в таком распределении времени и сил, когда бы начатое дело с наибольшей вероятностью благополучно завершалось.
С этим тесно связано и умение правильно наметить цель. Распространенная проблема для высокоодаренных детей заключается в том, что они видят желанную цель слишком широко. Здесь стоит руководствоваться здравомыслием и конкретизировать задачу, сузив диапазон желаемого, очертив границы возможного па бесконечном горизонте интересного. Такой навык также помогает ограничить тенденцию только к наблюдению и чтению (это лишь занятия) за счет письма (а это уже работа).
Юные исследователи, берущиеся за какой-то проект, как правило, нуждаются в очень гибкой подготовительной фазе, во время которой они могли бы наметить основные идеи, вопросы, пути решения. На этой стадии взрослый может оказать максимальную поддержку ребенку. Помощь взрослого не должна ограничивать возможных дальнейших поисков и экспериментов. Старайтесь лишь распределять усилия ребенка во времени, чтобы уменьшить возможность неуспеха и раздражения. Сужение ребенком рамок исследования не должно отметать то хорошее, что было им сделано.
Еще одна сильная сторона одаренного ребенка заключается в том, что почти во всех своих начинаниях он успешен, а в некоторых добивается выдающихся результатов. Казалось бы, что это должно приводить к развитию позитивного самовосприятия, но в жизни мы сталкиваемся с тревожными парадоксами. Рука об руку с опытом преуспевания идет неумение пережить неудачу. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя - как неудачников.
Родители могут оградить детей от такого ощущения собственного совершенства, с раннего возраста и с разумной частотой приучая их снятиям, в которых дети показывают не самые блестящие результаты. Во многих семьях родители стараются заинтересовать своих талантливых детей физической культурой, участием в драмкружках, художественных студиях и т.д., понимая, что дети выдающихся способностей должны иногда чувствовать себя посредственностями. Таким разом, они и научатся терпимости к окружающим, и обретут лучшее понимание самих себя.
Человеку нужно знать, что неудачи – это нормально и даже неизбежно. Неудачу надо принимать как возможность для переоценки и адаптации, но не как повод для отчаяния и самоунижения. В поиске повой формации или новых друзей ребенку может быть одинаково полезен как положительный, так и отрицательный опыт. Надо быть готовыми к тому, что не всякое предприятие принесет лавры.
Участие в групповых спортивных играх и вообще в физических занятиях вместе с другими детьми часто становится проблемой для одаренных сверстников, особенно тех, которые не отличаются физическими отыми. Когда их спрашивают, почему они редко играют с другими детьми, такие дети обычно отвечают, что их не берут в компанию, от того что они неловкие. Когда же об этом спрашивают их сверстников, отвечают, что они не умеют уступать и проигрывать и только портят всем удовольствие.
Собственный опыт преуспевания не воспитывает в одаренных детях приемлемой реакции на неудачу и на проигрыш. Такого ребенка с раннего возраста необходимо вовлекать в возможно более широкий круг занятий, чтобы он узнал, насколько широки таланты и в нем самом, и в других детях.
Еще один редкий дар в талантливых детях – это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданные, непривычные зависимости между концепциями и событиями, которые нередко составляют основу творчества и изобретательности. Проблема уязвимости здесь возникает тогда, когда уникальное видение уводит ребенка на нехоженые тропы. Житейская трость и опыт подсказывают, что иной раз новый путь может быть глупым, бессмысленным или опасным.
Новые и порой более эффективные пути часто отвергаются, и выбор делается в пользу старого и проверенного. Родители, желающие сохранить в ребенке потребность в новаторстве и творчестве, должны быть гибкими в методах воспитания и готовыми к тому, что путь, выбранный самим ребенком, может оказаться лучшим. Такое случается.
Ни один разговор о сильных качествах одаренных детей не может обойти стороной одно из них, которое помогает детям преодолевать все упомянутые неприятности и опасности. Это их великолепное чувство юмора. Они так наблюдательны, их воображение так живо, они так активны – и потому обнаруживают вокруг гак много несуразного и смешного. Многие родители говорят об этом как об одной из замечательных сторон общения с одаренным ребенком. Способность увидеть смешное в неловкой или болезненной ситуации – главный механизм защиты личности одаренного ребенка. Родителям стоит поддерживать это. Вместе с тем следует помнить, что смех иногда скрывает большую обиду, а ребенок смеется, только чтобы не заплакать.
Тем не менее это замечательное свойство видеть смешное в самых различных ситуациях часто является ключом к социальному приятию такого ребенка сверстниками. Многим знаком тип способного ученика, который предпочитает прослыть в классе клоуном, нежели умником. Опытный педагог знает, что ради нормальных отношений с одноклассниками одаренные дети нередко начинают скрывать свои интеллектуальные способности, как только покидают начальные классы. Но не остроумие! Кстати, такие талантливые ученики, не выказывающие своих истинных возможностей, могут впустую растрачивать свой защитный камуфляж; лишь мудрый учитель поймет их шутки, игру слов и карикатуру как намек на неиспользуемый потенциал. Учителю следует быть внимательным и тактичным, чтобы выявить интересы и привязанности ребенка, который на собственном опыте уяснил, что слыть умником не всегда выгодно.
Некоторые одаренные дети на вопрос, чем они руководствуются при выборе друзей, отвечали, что основой их дружбы было общее понимание юмора: «Нам вместе всегда смешно». Одаренные дети рассказывали, что и в учителях они больше всего ценят чувство юмора.
Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным детям анализировать собственное поведение, но в силу нормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых людей. Одаренным детям часто трудно находить общий язык со сверстниками, учителями и даже членами своей семьи. В связи с этим учителя и воспитатели одаренных детей часто отмечают их стремление перебивать речь собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания, а иногда даже и превращать окружающих в предмет насмешек.
Помочь ребенку обрести адекватную самооценку и изменить ту или иную нежелательную модель поведений должны родители. Важно, чтобы родители сами подавали пример такого поведения.
Одна из наиболее часто отмечаемых неприятных черт одаренных людей – стремление прерывать собеседника. Почему это особенно характерно для интеллектуально развитых детей? Порой они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой вариант ответа, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой преждевременный отклик является отражением высокой скорости восприятия собеседников. Как известно, существует общее правило ведения беседы, по которому говорящий и слушающий меняются ролями. Однако, опираясь на результаты психологических исследований (Gowan, 1972; Мееkег, 1978) и на современные достижения в области биохимических и электрических процессов мозга, можно утверждать, что некоторая передача мыслей, или телепатия, имеет место между сильными индукторами и реципиентами, настроенными па одну волну. В соответствии с этой теорией ребенок может воспринять мысль говорящего прежде чем тот выразит ее словами.
В каждом таком случае ребенок, очевидно, полагает, что и другие слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью.
Внимание ребенка к собеседнику, понимание сказанного и готовность вести диалог - все это достойно похвалы. Культуре диалога следует учить с раннего детства. Весьма полезно обратиться к сильно развитому в ребенке чувству справедливости: каждый должен иметь возможность воспринять то, что говорится, и каждому нужно дать на это необходимое время. Напомните ребенку его радости самостоятельного решения или понимания. Или как ему самому не нравится, когда кто-то подсказывает ответ, прежде чем он найдет его сам. В качестве действенного примера можно использовать случай, когда ребенок сам оказывался в положении перебиваемого. Познав это ощущение на личном опыте, ребенок будет внимательнее и к другим.
Помогите ребенку научиться терпению – добродетели, которой одаренным детям часто недостает. В общении с ребенком и сами будьте терпеливы и не забывайте похвалить его, когда он проявляет терпение, давая возможность братьям, сестрам, одноклассникам или родителям закончить мысль.
Еще одна сторона этой проблемы, которую можно обсудить с детьми постарше, заключается в психологической интерпретации привычки перебивать собеседника. Большинство взрослых расценивают такую манеру как силовое давление, как утверждение преимущества перебивающего над перебиваемым. Собеседник, которого перебивают, чувствует угрозу со стороны перебивающего или во всяком случае скрытый вызов. Зная о возможности такой реакции, ребенок должен решить, хочет ли он, чтобы его манера интерпретировалась как угроза или вызов. Обычно это не входит в его намерения.
Познавательные способности одаренных детей часто значительно опережают их понимание законов общения, и помощь мудрых, заботливых взрослых здесь трудно переоценить.
Нельзя обойти вниманием и проблему поведения ребенка на уроке. Одаренный ребенок всегда первым тянет руку в ответ на вопрос, заданный учителем. Это часто рождает некую отчужденность у одноклассников и даже раздражение самого учителя. Ребенок замечает негативную реакцию на свою постоянную активность и делится сомнениями с родителями: «Почему учитель говорит мне, чтобы я опустил руку?», «Отчего другие ребята в классе так на меня смотрят?» и т. д. В такой ситуации пора поговорить с ребенком об альтернативном подходе к ситуации. Родители могут предложить ребенку ряд вопросов: «Может быть, учитель, задавая вопрос, уверен, что ты знаешь на него ответ?», «А даешь ли ты другим детям возможность иногда первыми поднять руку?». Если для ребенка желание избежать неприязненных взглядов своих друзей выше, чем желание показать себя, посоветуйте ему быть более терпеливым. В такой ситуации и учитель может поддержать ребенка. Например, некоторые педагоги договариваются с исключительно способными ученикам и, чтобы те записывали свои ответы на бумаге и отдавали их учителю в конце урока или дня. Таким образом, ребенок не отучается отвечать на уроках и в то же время не выделяется в классе. Такие приемы могут сыграть чрезвычайно важную роль в сохранении у ребенка интереса к учебе и в том, чтобы он был принят окружающими. Это особенно важно для девочек-подростков. Одна из них заявила родителям: «Быть лучше мальчишек достаточно скверно, а быть еще и умнее – вообще ужасно».
Известно, что собеседники, одаренные в одинаковой степени, не смущаются тем, что другие восприняли бы как неумение слушать. Так, разговор двух одаренных друзей вызвал следующее замечание одноклассника: «Вы друг друга даже и не слушаете, говорите оба разом!» 11о совершенно очевидно, что такая манера не может быть приемлемой в общении с другими.
Еще одна форма, связанная с неумением слушать, также встречается довольно часто. Например, когда кто-то в компании рассказывает анекдот, а одаренный ребенок, не дождавшись, пока рассказчик закончит, друг выдает всю соль не потому, что анекдот этот уже слышал, а этому, что уже понял шутку, Вряд ли такое понравится рассказчику, да и другим тоже. Изменить такое поведение трудно именно в силу его спонтанности. Результатом может явиться потеря друзей. Здесь должны вешаться взрослые. Постарайтесь привить ребенку привычку контролировать себя. Тогда он сможет сдерживаться и не портить всеобщего веселья.
Еще одно часто раздражающее других людей свойство одаренных те и это их привычка поправлять других. Для того чтобы понять механизм возникновения этой привычки, необходимо обратиться к Пиаже и его рассуждениям об эгоцентризме. Дети наивно полагают, что все люди разделяют их мысли и чувства. (Даже будучи взрослыми, мы с этим трудно расстаемся, и нам непросто принять чужую точку зрения).
Одна из вещей, к которым стремится одаренный ребенок, - быть правым. Его хвалят и награждают за то, что он прав. Ему очень нравится быть правым, как и многим из нас. Для большинства одаренных детей оказаться неправыми мучительно, и поэтому они полагают, что и другим подобное положение так же неприятно. Вот почему они искренне хотят мочь тем, кто делает ошибку, моментально бросаясь на выручку.
Родители и педагоги, понимающие, что в данном случае нежелательная модель поведения возникла из сочетания альтруизма и детского эгоцентризма, должны объяснить ребенку, что не всякий человек так же боится оказаться неправым, как и его незваный «спаситель». Человек, которого публично поправляют, испытывает большую неловкость. Таким образом, мы имеем дело с добродетелью, которая оказывается неверно выраженной. Помогите своему одаренному отпрыску понять, что большая добродетель заключается в том, чтобы не заметить ошибки другого и избавить его от неловкости. Поправляя другого человека, одаренный ребенок усиливает неудобство, а не предотвращает его, да еще и вызывает недовольство к себе самому. Постарайтесь развить и укрепить в ребенке терпение и ненавязчивость.
И в то же время Вертгеймер М., рассматривая проблемы, связанные с продуктивным мышлением, отмечал: «Я хочу замелить, что черты прямолинейности, честности, искренности, видимо, не являются второстепенными. Хитрость и дух деспотизма, похоже, не лучшая установка в продуктивном мышлении. Хотя иногда они и могут привести к практическому успеху и тем самым оказаться па короткое время и в ограниченных масштабах эффективными».
Еще один негативный эпитет, который присваивается одаренным детям, — это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот «умник» и «ботаник» непременно хочет выделиться на их фоне, поэтому его примечательные или остроумные замечания игнорируются. Здесь вы­рисовывается весьма четкая причинно-следственная связь. Всем детям присуща сильная потребность и признании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь интересный рассказ, одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всеми часто хочет поделиться чем-то из своего собственного опыта. И что получается? Его рассказ оказывается интереснее, увлекательнее, ярче, так как он обладает более живым воображением, богатым словарным запасом и острым чувством юмора. Первый рассказчик уходит как бы в тень, считая, что второй имел единственную цель – продемонстрировать свое превосходство.
В результате одаренный ребенок наталкивается на отчуждение. Он не понимает негативной реакции на свой поступок, который, по его мнению, должен был показать общность, а отнюдь не превосходство. Такой ребенок гораздо более преуспел в речевом развитии, нежели в искусстве общения. Не лучше ли оставить «основную сцену» первому рассказчику, который погреется в лучах неделимой славы? А его собственная история может подождать другого случая.
Высмеивание окружающих – проблема, имеющая более сложные корни как в крайней чувствительности одаренных детей, так и в развитых речевых навыках. Если ваш ребенок постоянно подтрунивает и смеется над товарищами, над братьями и сестрами и даже учителями и родителями – подумайте хорошенько, нет ли в его окружении какого-то источника обиды или неприятностей. Если вам сделали больно, ваша спонтанная реакция – ответить тем же; а если вы не можете отомстить обидчику, вы нередко направляет»; гнев против того, кто оказался рядом. Одаренные дети стремятся сделать больно в ответ, используя разящее оружие двух видов богатый языковой запас и острое восприятие уязвимых сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответные выпады часто более болезненны, нежели то, что их спровоцировало. Одаренный ребенок знает, что физическое возмездие не поощряется, что его интеллектуальные способности значительно опережают физические, и в качестве своего оружия выбирает слово. Но здесь, как и в обычной драке, ребенок должен знать, что нельзя нападать на слабого. Сарказм – это жестокость интеллекта.
Талантливым детям присуще интеллектуальное восприятие абстрактных понятий – справедливости, доброты, милосердия, но в повседневной жизни они часто не могут найти им применения. Задача родителей и педагогов – помочь им увидеть связь этих прекрасных идей с обыденными событиями нашего существования. Немалую тревогу и озабоченность у родителей и учителей вызывает использование одаренными детьми своих интеллектуальных способностей ради сохранения собственного «Я». Это своеобразная демонстрация силы, выражающаяся в насмешках, безжалостном сарказме по отношению к другим детям. Один из способов дать выход таким настроениям без причинения боли окружающим – завести дневник и записывать в нем подобные вещи.
Р. Хесс и В. Шипман (1965) провели серьезные исследования в области воспитания детей. Они утверждают, что родительские стили взаимодействия с детьми делятся на две категории — директивную и инструктивную.
Для директивного стиля типичны однозначные команды вроде: «Убери у себя в комнате» или «Сиди спокойно».
Инструктивный стиль содержит больше информации и несет обоснование желаемой модели поведения: «Поставь игрушки на полку, книжки в шкаф, вещи убери в ящик для белья. А я пока приберу в квартире». Или: «У тебя не будет к понедельнику чистой одежды, если ты е соберешь ее в стирку».
Установлено, что директивный стиль развивает в ребенке пассивную податливость наряду с зависимостью и конформизмом. В течение определенного периода времени он может давать желаемую модель поведения, но и рождать пассивное сопротивление. Ребенок слушается команды, однако исполняет ее медленно и неохотно. Он не желает прямой конфронтации, которая неизбежна, если он откажется выполнять команду, и вместо этого начинает психологическую битву: «Но я же лаю» или «Ну я еще не закончил». Родители, наблюдающие в детях такую тенденцию «тянуть резину», должны непременно обратить внимание на свой стиль взаимодействия как возможный источник этой проблемы.
Здесь стоит вспомнить и наше собственное нежелание делать необходимые, но ужасно нудные дела.
В противоположность директивному стилю инструктивный стиль утверждает инициативу и твердость. Он может также вести к несогласию и уже открытой конфронтации со стороны ребенка. Например, в ответ приводимые отцом или матерью доводы в поддержку своего мнения ребенок выдвигает свою точку зрения по данному вопросу. Родителям не следует категорично ее отвергать. Может быть, ребенок прав? Разумеется, родители могут остаться и при своем мнении, но во всяком случае аргументы ребенка (а они иногда содержательны и важны) будут услышаны.
Установлено, что инструктивный подход развивает в детях независимость и творчество. Эти качества отнюдь не гарантируют родителям спокойную жизнь, но делают ее интересной и полной открытий (как для родителей, так и для самого ребенка).
Воспитание детей в том числе и одаренных имеет много общего в том смысле, что многие их недостатки коренятся в достоинствах. Но поскольку возможности одаренных детей выше по сравнению с другими детьми, их недостатки могут быть исключительно раздражающими. К счастью, такие дети восприимчивы к анализу негативных моделей поведения. Тактичные родители беседуют с ребенком о его поведении без свидетелей.
Всякий раз, когда родители или педагоги сталкиваются с поведенческой проблемой ребенка, уже имевшей место, стоит подумать о ее причинах. Допустите, что за каждым действием ребенка стоит доброе намерение. Дайте ему понять, что даже в ситуации с огорчительными последствиями вы уверены, что он не хотел причинить вреда или обидеть.
Часто родители одаренных детей питают неоправданно завышенные надежды на то, что в социальном и эмоциональном развитии их ребенок достигнет тех же высот, что и в интеллектуальном. Сообщая словом, взглядом или действием свое недовольство ребенку, когда тот никоим образом и не может оправдать такие ожидания, родители усиливают в нем чувство вины, которому и так подвержен чрезвычайно восприимчивый одаренный дошкольник. Ребенку и в голову не приходит усомниться и высоких целях, которые ставят перед ним самые могущественные в мире люди – его родители. Если его поведение не отвечает ожиданиям родителей (иногда ожидания эти совершенно неоправданны), он начинает чувствовать себя неудачником.
Добрая похвала за социальные достижения – терпение, доброту, щедрость и понимание ошибок и неудач – поможет ему избавиться от негативного самовосприятия, которое на удивление сильно в одаренных четях дошкольного и младшею школьного возраста.
Проведенные в Чикаго исследования (Leavertonand Herzog, 1979) 113 высокоодаренных младших школьников обнаружили, что их само оценка ниже, чем у трети их ординарных сверстников, а социальная уверенность ниже, чем у четверти.
Очевидно, что уже к этому возрасту одаренные дети усвоили для себя чрезвычайно высокие стандарты и ощущали свое несоответствие этим стандартам. Родители и педагоги должны понимать, какое значение для детей имеют ожидания и надежды взрослых в то время, когда личность ребенка еще недостаточно сформирована для независимою суждения.

(по материалам Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления)

Комментариев нет:

Отправить комментарий