Особые способности одарённых детей


Неординарные способности одаренных детей продуцируют в них, как сильные стороны, так и особую уязвимость.
Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Эти дети все воспринимаю и на все реагируют. Их нормальный эгоцентризм приводит и к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Стрелы и камни ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренного. Иногда такие дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отвергнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого.
Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимое событие.
В разговорах о своих талантливых отпрысках родители нередко восклицают: «Ах, если бы он не был таким чувствительным и ранимым!» Родители, конечно, осознают степень уязвимости ребенка и по возможности стараются оградить его от ненужных стрессов. Но это нужно делать осторожно, чтобы не притупить восприятие ребенком окружающего мира, не лишить его радости самостоятельного познания.
Родители и педагоги должны с большим терпением и спокойствием воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям надо помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда без намерения причинить боль.
Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Л, Холлингзуорт (1927) повествует об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом». Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Без такого желания в наших детях мы, вероятно, не могли бы проводить сколько-нибудь важные реформы в обществе, и мечты эти надо беречь. Воспитывайте также в ребенке терпение менее восприимчивым детям, которые не разделяют его озабоченности. Такое семейное воспитание помогает растить будущих лидеров общества, заботиться об этом нужно всем.
Л. Холлингзуорт (1942) писала, что один урок, который высокоинтеллектуальные люди никак не могут усвоить, заключается в том, что окружающие существенно отличаются от них в мыслях, поступках и желаниях: «Много реформаторов погибло от рук толпы, которую они хотели просветить. Высокоодаренный ребенок должен научиться воспринимать глупцов терпеливо – не злорадствуя, не гневаясь, не отчаиваясь, не плача, а с пониманием, если ничего нельзя поправить».
Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из ценнейших черт характера является принятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Но дети часто бывают жестокими. Никто из нас не имеет эффективной защиты намеренной жестокости. Родители не могут уберечь детей от всякой беды, но могут ослабить ее воздействие и помочь ребенку избавиться эгоцентрической возрастной тенденции искать причины всего в себе самом.
Еще одно выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей, это характерное упорство в области их интересов. Один из самых ранних показателей одаренности – это время, в течение которого ребенок концентрируется на одном занятии.
Ребенок бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких дней, чего трудно ожидать от обычного ребенка такого возраста. С годами такие дети проявляют громадное упорство и сосредоточенность в достижении цели – в играх или других занятиях.
Столь высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства.
Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости, связываемой с высокой преданностью делу.
Стремление довести дело до полного совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемых родителями и педагогами талантливых детей. Многие из нас не раз видели, как очень неплохие детские работы летят в корзину из-за мелких недочетов. Старательно выполненные рисунки или поделки засовываются нашими детьми в самый дальний ящик, потому что, по их мнению, не отвечают тому уровню, которого ребенку хотелось бы достичь. Повышенные требования одаренного школьника часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.
Родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими в общем доброжелательными замечаниями, как: «Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше» или «А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?» Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и в своих собственных.
Было замечено (Freeman, 1979), что излишние родительские амбиции сопровождаются довольно высоким уровнем враждебности у детей.
Но откуда берется такая требовательная необходимость преуспеть? Здесь взрослым нужно внимательно проанализировать домашнюю систему воспитания ребенка. Многие родители, бабушки и дедушки, сами того не подозревая, развивают перфекционистские тенденции в ребенке.
И специалисты-воспитатели, и здравый смысл говорят нам, что каждый из нас стремится к достижению желаемого результата. Модели поведения, которые рождают позитивную реакцию окружающих, дают нам почувствовать себя умными и хорошими – это те модели, которые мы будем повторять и совершенствовать в надежде заработать большее вознаграждение.
Одним из сильнейших мотивов поведения ребенка является желание сделать приятное родителям, которое тесно связано и с другим желанием быть на родителей похожим. Как ребенок узнает о том, что приятно родителям? Он замечает и запоминает все события, которые вызывают довольную улыбку, одобрительный кивок, особый свет в глазах или горделивую нотку в голосе мамы или папы. Процесс этот начинается очень рано и весьма силен.
Если дети понимают, что совершенство в личных достижениях более всего ценится родителями, они изо всех сил будут стараться стать лучами во всем. Если же им это не удастся, они будут чувствовать себя не только обескураженными, но еще и виноватыми. Не преуспеть значит двести родителей, а подвести родителей – значит провиниться.
Один из наиболее отрицательных примеров подобного рода это поведение некоторых родителей юных спортсменов, желающих любой ценой сделать из детей чемпионов. Мы резко критикуем поведение таких родителей, но и сами можем неосознанно совершать подобные, пусть менее грубые ошибки, уделяя слишком большое внимание детскому желанию преуспеть.
Сказанное не нужно понимать так, будто таланты следует игнорировать. Но необходимо соблюдать здоровый баланс, уделяя внимание всем сторонам развития, чтобы ребенок верно воспринял систему приоритетов, принятую в его семье, и не старался быть лучшим во всем только я того, чтобы ублажить родителей. Обязательно нужно поощрять за старание, даже если результат далек от желаемого, награждать за участие, а не только за победу. В противном случае с раннего возраста дети будут устойчиво избегать трудностей, стараясь заниматься только тем, в чем преуспевают.
Способность воспринимать тонкие качественные различия – врожденное свойство. А стремление достигать совершенства – приобретенное, с весьма неясными для ребенка последствиями.

(по материалам Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления)

Комментариев нет:

Отправить комментарий